Добро пожаловать!
Основные разделы
ГлавнаяГлавная
ФорумФорум
RSS InfoRSS Info
АккаунтАккаунт
Каталог ссылокКаталог ссылок
КонтактыКонтакты
Личные сообщенияЛичные сообщения
Новости Эко-МИРА
НОВОСТИ ЭКОЛОГИИ НОВОСТИ ЭКОЛОГИИ
Опрос (голосование)Опрос (голосование)
ПоискПоиск
ПомощьПомощь
СТАТЬИСТАТЬИ
ФАЙЛЫФАЙЛЫ

Опрос пользователей
Что Вы думаете по поводу экологического портала?

Хороший, только мало информации
Отличный
Пойдет
Надо дорабатывать
Бесполезный сайт
Очень полезный сайт
А мне плевать на Вашу экологию


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 104
Комментарии: 8

Дружественные сайты
Морепром



ГИС-атмосфера



Борщец


Банер 2
Нет содержания для этого блока!

Главная  Лучшие    Популярные   Список  
Статьи » Экологическое образование
Программа "Экологического образования"
Разместил: Всезнайка Дата: 24.04.2013       Прочитано: 1888   
0
Концепция экологического образования в контексте модернизации общего образования

Информация о состоянии окружающей среды и опасность, которую оно представляет для нашего здоровья, сделали нас всех немного экологами.

Общепринятым можно считать мнение о кризисном состоянии окружающей среды, обусловленном негативным воздействием на нее человека, с одной стороны, и убеждение в том, что современное состояние планеты негативно воздействует на здоровье человека, с другой. То есть, окружающая среда как негативный фактор в жизни человека, а человек - как негативный фактор в жизни планеты - наиболее распространенный взгляд на экологическую проблематику сегодня. В то же время ценностные установки современного общества ориентированы на сохранение и увеличение уровня потребления природных ресурсов и производства материальных благ и, следовательно, на дальнейшее ухудшение окружающей среды.



Обзор доступных источников по проблеме экологического образования позволяет говорить о том, что в настоящее время международным научно-педагогическим сообществом выработано несколько общих принципов и взглядов, которые разделяются многими ведущими специалистами в этой области.

  1. Окружающая среда представляет собой целостную систему, включающую в себя "одновременно природные аспекты и аспекты, связанные с деятельностью человека" (Доклад Комиссии ЮНЕСКО по вопросам экологического образования", 1987 г. стр.4).

     

  2. Окружающая среда находится в кризисном состоянии.

     

  3. Кризис окружающей среды имеет системный характер и глобальный масштаб.

     

  4. Основной причиной глобального кризиса является стремление человечества к удовлетворению своих материальных потребностей за счет экономического роста и, следовательно, истощения и/или деградации природных ресурсов. Иными словами, причиной глобального экологического кризиса становятся устремления и убеждения людей.

     

  5. Возможные пути выхода из кризиса - не только, а может быть, и не столько в развитии экологически безопасных технологий, сколько в формировании новых этических норм, новых, не связанных с благосостоянием, потребностей.

     

  6. Ключевая роль в процессе созидания таких норм и потребностей принадлежит непрерывному экологическому просвещению и образованию населения.

Мировое сообщество сегодня осознало роль экологического образования как одного из важнейших факторов преодоления глобального экологического кризиса. Стратегическим направлением в этой области становится воздействие на ценности, убеждения и поведение отдельных лиц, групп и категорий населения.

По нашему убеждению, экология как предмет преподавания должна включать в себя, во-первых, достоверную и полную информацию по всем экологическим проблемам, способствуя таким образом вытеснению "экологических мифов". А во-вторых, и это особенно важно, она должна содержать информацию о том, каковы возможные пути решения этих проблем.

Мы предлагаем позитивный подход в преподавании экологического знания, а именно - содержанием экологического образования, на наш взгляд, должно стать обучение принятию экологически грамотных решений и стратегиям позитивных изменений, основанным на осознании каждым человеком своей сопричастности к возникновению экологических проблем и ответственности за состояние окружения - улицы микрорайона, города, страны и всей нашей планеты в целом.

Поэтому, чтобы быть эффективным, экологическое образование должно быть адресовано всему населению планеты.

Что же знает наше население об экологии? Каково представление "человека с улицы" об этой области научного знания? Как показывают дискуссии на эту тему с педагогами - участниками семинаров по экологическому образованию, обыденные представления об экологии сводятся к двум вещам: охрана природы и негативное воздействие деятельности человека на окружающую среду.

Ожиданием катастроф, опасениями, связанными с неблагополучием городской среды, с угрозой здоровью обеспокоено население земли. Более того, преобладает убеждение в том, что человек воздействует на окружающую его среду преимущественно только негативно. Зачастую люди бывают убеждены в неизбежности такого воздействия и, следовательно, в фатальной неизбежности глобальной экологической катастрофы.

Знание же того, что собственно такое окружающая среда, каковы ее основные компоненты, как эти компоненты связаны друг с другом, каково реальное воздействие деятельности человека на каждый из этих компонентов в отдельности и на всю систему в целом, а следовательно, и того, каковы действительные причины кризисного состояния окружающей среды, у рядового гражданина отсутствует. И тем более отсутствуют знания о том, как изменить экологическую ситуацию к лучшему.

Экология как предмет преподавания имеет свою специфику: можно быть менее успешным в изучении математики, но найти себя в литературе, при этом знать, что нужно делать, чтобы сохранить окружающий мир и собственное здоровье, в равной степени необходимо всем. В то же время, нельзя сформировать экологическое мировоззрение и правильное отношение к своему здоровью без поддержки семьи и всего общества в целом.

По нашему глубокому убеждению, экологические знания должны стать неотъемлемой частью подготовки специалиста любого профиля. Важно также, чтобы работники сферы образования имели "экологическое видение" своей педагогической деятельности, то есть видели бы свою предметную область в контексте экологического знания, и наоборот, находили бы подходы к интеграции экологических знаний в преподавании других предметов, в образовательный процесс в целом и в жизнедеятельность образовательных учреждений.

Интегративный характер экологического знания позволяет по-новому организовать образовательный процесс.

  • Во-первых, нет такого учебного предмета, в рамках которого не нашлось бы места экологическим знаниям.
  • Во-вторых, обучение экологии можно организовать вне образовательных учреждений, а именно - в форме массовых акций и кампаний, летних школ и лагерей, тематических недель, экспедиций и т.п.

А это уже не только и не столько образовательная дисциплина, сколько определенный образ мысли и образ жизни. Иными словами, интегративный характер экологического знания создает уникальную возможность для возникновения целостного, разностороннего и всеобъемлющего мировоззрения, основанного на гуманистических началах. Если принять во внимание, что в содержании и преподавании экологии необходимо учитывать региональную и этно-культурную специфику, а также специфические интересы определенных социальных, профессиональных и возрастных групп, то эта задача становится особенно интересной и захватывающей.




Дополнительно по данной категории

23.04.2013 - Экологическое образование и воспитание в России
23.04.2013 - Экологическая терминология
23.04.2013 - Экологическое образование
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.
Нет содержания для этого блока!
Отдых в Крыму
    Отдых в Крыму

Рейтинг